Top.Mail.Ru
м. Комендантский пр., ул. Уточкина 3 корп.3
м. Ленинский пр., Трамвайный пр. 12 к2

Ежедневно, с 8-00 до 22-00

Психолог о детской игровой зависимости

Автор - доктор психологических наук Александр Клочков

Компьютерная, игровая, экранная зависимость (от любого вида гаджетов) – одна из самых массовых проблем современности. Это тяжелое заболевание, встречающееся как у детей, так и у взрослых, независимо от возраста и социального статуса.

По степени серьезности игровую зависимость приравнивают к наркотической и алкогольной зависимости. С каждым годом ее жертв насчитывается все больше и больше. Проблема приобрела характер эпидемии. Ситуация осложняется глобальным внедрением в нашу жизнь различных аксессуаров и приложений, вынуждающих нас пользоваться этими гаджетами: интернет, соц.сети, банковские приложения, дисконтные карты, электронные книги, музыка, ежедневники и календари и т.п. В итоге получается, что взрослый человек может вообще не выпускать из рук телефон/смартфон/планшет, а дети, глядя на это, ведут себя также: играют в игры, делают селфи, да и просто нажимают на разные кнопки.

***

Метро. Стоят влюбленные, обнимаются. У нее в руках телефон. 5 остановок она играет в "тетрис". Как я поняла, что они влюбленные? Его взгляд говорил об этом. А ее взгляд не говорил ничего. Он был пуст. Двигались только зрачки в такт фигурам на экране.

Совершенно бесполезная игра, ничего не развивающая, как бы не утверждали обратное игроманы.

Но рядом стоит близкий человек, пока еще любящий, с надеждой ожидающий окончания этой бесконечной вереницы падающих и падающих фигур...

***

Жизнь и судьба игромана летит под откос, и вместе с этим ломаются судьбы близких ему людей…

***

Мама и мальчик 6 лет садятся в автобус. Едва успев расположиться, дама очень быстро вынимает из сумки телефон и отдает сыну. Он довольный принимается за игру. На мой вопрос: «Зачем Вы это сделали?» (ведь ребенок даже попросить не успел), она ответила: «Он так привык – будет всю дорогу играть».

***

Каждый день я вижу, как в транспорте мама вручает ребенку планшет, и сама сидит рядом с телефоном, переписываясь с важными людьми на важные темы.

С какой целью мы формируем такую привычку? Почему нам выгодно, чтобы у ребенка 6 лет были сформированы такие интересы? Может, чтобы он всю дорогу не утомлял вопросами: а как называется эта машина? а что это за большие деревья вокруг? а куда мы едем? а почему дует ветер и как называется река под мостом, по которому мы сейчас проезжаем? Зачем рассказывать ребенку о достопримечательностях улиц, интересные факты и истории или просто общаться на любую тему? Зачем учить ребенка думать, размышлять, фантазировать, ведь тогда у мамы совсем не останется времени, чтобы почитать сообщения от всех близких и родных людей в социальных сетях! Давайте признаемся себе, что это очень удобно, когда ребенок не донимает вопросами, и можно просто уединиться в виртуальной реальности, подавая, тем самым, малышу "отличный" пример.

***

Сейчас очень популярны защитные чехлы с кармашками, откидные столики на спинку сидения автомобиля – предотвращают загрязнения от детских ножек. В рекламе показано, что в них удобно устанавливается планшет, смартфон или нетбук. Это для ребенка 1-4 лет! Почему бы не положить туда книжку с картинками, игрушки. Да и просто не учить ребенка смотреть в окно на окружающий мир или не поговорить с ним о чем-то?

***

Психолог о детской игровой зависимости

Игровую зависимость у детей родители формируют сами!!!

Во-первых, родители стремятся приобретать все больше новых и современных гаджетов себе и детям. Потому что в рекламе сказали, что он мне точно нужен; потому что у подруги уже давно такой, и она просто не представляет, как я без него живу; потому что сын просит, ему стыдно ходить в школу с самым примитивным телефоном, и одноклассники смеются; потому что кому-то не позволяет статус совершать звонки с прошлогодней модели. Родители часто не придают значения вероятному вреду компьютера, глядя на него как на рабочий инструмент или безобидную игрушку. Нередко гаджет выполняет функции «няньки», пока они заняты другими делами. Во-вторых, большое значение имеют семейные привычки и ритуалы (например, азартные игры с членами семьи; просмотр большого количества фильмов, телепередач, показывающих привлекательность азартных игр, казино и игровых автоматов; отсутствие «здорового» семейного досуга). В-третьих, сфера интересов взрослых: постоянные разговоры с друзьями о тактике или стратегии выигрыша в той или иной компьютерной игре. Кроме этого, попустительский стиль воспитания детей: родители не очень интересуются тем, как и с кем ребенок проводит время, его учебой, не увлекают его дополнительными занятиями.

***

За помощью часто обращаются родители подростков, которые озабочены отсутствием у ребенка мотивации к учебе. Они отмечают, что большую часть времени подросток тратит время на "общение" с телефоном или компьютером. Он не гуляет с друзьями, не посещает кружки и секции, не помогает по дому, не делает уроки, вообще ничем не интересуется. Все разговоры только об играх!

***

У взрослых игровая зависимость выглядит почти также. Хотя взрослые более адаптированы и могут даже ходить на работу или выполнять кое-какие домашние обязанности, но реальность такого человека предельно ограничена виртуальной. Он односложно отвечает на вопросы, неохотно идет на контакт, проявляет агрессию, практически не выходит из дома, нет круга интересов за пределами экрана.

Примерный портрет игромана можно описать следующим образом:

Выделяют следующие симптомы зависимости:

Если вы заметили у своего близкого человека, наряду с частым времяпрепровождением у компьютера, хотя бы несколько из вышеперечисленных симптомов, значит, пора бить тревогу и принудительно показать игромана специалисту. Избавится от игровой зависимости самостоятельно практически невозможно.

***

Наблюдение девушки-студентки:

"Студенты сидят в кафе рядом друг с другом, и каждый, уткнувшись в свой телефон. Они как будто друг друга не замечают.

Потом откладывают телефоны и продолжают сидеть молча. Как-будто их реальности не совпадают. Видимо, находиться дальше в молчании становится невыносимо, и они снова берутся каждый за свой телефон."

***

К зависимостям любого вида склонны люди с определенными особенностями:

***

12-летний сын очень просил у мамы в подарок велосипед. Но мама, в целях безопасности, купила ему вместо велосипеда компьютер. Так она будет спокойна, ведь она точно знает, где ее ребенок находится, и что с ним всё в порядке.

***

Конечно, это иллюзия «порядка». Мальчик вырос перед компьютером. Кроме игровой зависимости он приобрел целый букет сопутствующих заболеваний:

Помимо этого – психологические проблемы с самооценкой и социализацией. Этот список можно продолжать и дальше.

Если таким детям задать вопрос «Кем ты хочешь стать в будущем?», то он ответит: «Программистом!». Это снова иллюзия. Человеку с зависимостью невозможно стать хорошим специалистом, в том числе в области компьютерной техники. Ведь вместо программирования или других задач игроман занят игрой. Он не может отвлечься от нее ни на секунду. Как только загорается экран – одна мысль – скорее туда! Так проходит час, два… пять… Человек выпадает из времени и реальности. Он встает со стула с красными глазами, затуманенным сознанием, болями в области шеи и спины, в состоянии, при котором невозможно выполнять какую бы то ни было работу.

Компьютерная зависимость формируется постепенно, годами. И ее можно предотвратить.

Чтобы не возникало проблем с тем, как вылечить игроманию, следует придерживаться несложных рекомендаций. Профилактика игровой зависимости подразумевает: построение доверительных отношений в семье; правильное воспитание детей; оберегание ребенка от эмоциональных травм; ведение здорового образа жизни.

Но если вы все же заметили признаки зависимости у близкого человека – ни в коем случае не откладывайте визит к психологу, срочно обратитесь за помощью!